"Преступление" Камила
Пелетана.
|

|
Под
редакцией
Героя
Советского
Союза
вице-адмирала
Г.И.Щедрина
|
В
начале
нашего
столетия
среди
общественных
и
политических
деятелей
Франции
лишь
немногих
реакционная
пресса
преследовала
с таким
упорством и
злобой, как
Камилла
Пелетана.
Сообщая
всяческие
небылицы о
неряшливости
морского
министра (этот
пост
Пелетан
занимал в 1902Ч1905
годах),
газеты
умалчивали,
однако, о
главном.
Приверженец
подводного
флота,
Пелетан
выступал
против
строительства
дредноутов
и этим
грозил
нанести
колоссальный
ущерб
воротилам
французского
металлургического
треста,
жаждущим
получить
заказы
на
линкорную
броню.
Интриги
именно этих
дельцов и
породили ту
лминистерскую
чехарду╗,
которая
привела к
хаосу в
строительстве
французского
подводного
флота. Возникновению
этого
хаосаспособствовало
и
противоборстводвух
лагерей Ч
сторонников
так
называемых
ныряющих и
чисто
подводных
лодок.
Получилось
так, что
испытания чисто
подводной
лодки лЛа
Морз╗ и
ныряющей
лодки лНарвал╗
(15) были
проведены
почти
одновременно.
И
успешность
этих
испытаний
сделала
борьбу особенно
ожесточенной.
Морское
министерство
стояло за
ныряющие, а
общественное
мнение Ч за
чисто
подводные
лодки.
Газета лМатен╗
начала даже
сбор
средств на
постройку
электрических
подлодок,
родоначальницей
которых
была лодка лЖимнот╗
(13),
сооруженная
в 1888 году.
Однако
морской
министр
Лакруа,
считая
ныряющие
лодки более
перепективными,
решил
построить
серию из 8
лодок типа лНарвал╗.
Во
исполнение
этого
решения в
Шербуре
были
заложены
четыре
лодки по
проекту
Лобефа,
отличающиеся
от лНарвала╗
лишь
увеличенным
водоизмещением
157/213 т вместо 117/202
т и
уменьшенным
запасом
плавучести
(26% вместо 42%). Но
Лакруа не
удалось
довести
свой
замысел до
конца: уже в 1899
году его на
посту
морского
министра
сменил
Ланессан. И
следующие
четыре
лодки серии
Ч лФарфаде╗ (36),
лКорриган╗, лГном╗
и лЛютин╗,
спроектированные
Мога, были
чисто
электрическими.
На
средства,
собранные
по подписке
газетой лМатен╗,
были
построены
еще две
чисто
электрические
подводные
лодки Ч лФрансез╗
и лЭлжирьен╗,
спроектированные
Ромазотти.
Кроме того,
Ланессан
настоял на
постройке 20
маленьких
(70,5/73,6 т)
подводных
лодок
прибрежного
действия
типа лНаяда╗.
У этих
кораблей
был малый
запас
плавучести,
как у чисто
подводных
лодок, и
двойной
двигатель Ч
бензольный
мотор, и
аккумуляторы
Ч как у
ныряющих
лодок. Они
сказались
неудачными
и не
получили
одобрения
моряков. |

|
36.
лФарфаде╗
(Франция,
1901 г.); 37.
лПлювиоз╗
(Франция,
1907 г.);
38.
лЛагранж╗
(Франция,
1917 г.); 39.
лГоргона╗
(Франция,
1915 г.);
40.
лМорис
Калло╗
(Франция,
1921 г.);
|
Новый
морской
министр
Пелетан начал
свою
деятельность
заказом
двух лодок
Лобефа с
дизель-электрическими
установками.
Построенные
в 1903 году лЭгрете╗
и лСигонье╗, в
течение
пяти лет
плававшие
только под
аккумуляторами
из-за
отсутствия
надежных
дизелей,
оказались
весьма
удачными
кораблями.
Лобеф был
настолько
уверен в
правильности
избранного
им
направления,
что в 1904 году,
не
дожидаясь
испытания
этих
лодок,
разработал
проект
более
крупной
двухвинтовой
ныряющей
лодки
водоизмещением
351/491 т. Лодки лСирее╗
были тоже
дизель-электрическими.
Но, когда
Пелетан задумал
построить
целую
подводную
эскадру из 34
крупных
лодок, Лобеф
не решился
остановить
свой выбор
на дизеле.
Первые 18
лодок новой
серии Ч
лодки типа лПлювиоз╗
(37) Ч были на
четыре
метра
длиннее, чем
лСирее╗ из-за
того, что
вместо
дизелей на
них была
установлена
более
громоздкая
паросиловая
установка,
увеличившая
водоизмещение
этих
кораблей до
398/550 т. Лодки
типа лПлювиоз╗
спускались
на воду в
течение 1907Ч1910
годов. Лишь
после того,
как
французская
промышленность
освоила
производство
надежных
дизелей,
приступили
к постройке
последних 16
лодок серии
Ч лодок типа лБрюмер╗.
Они
спускались
на воду в
течение 1911Ч1913
годов. Хотя
лодки типа лПлювиоз╗
и лБрюмер╗
еще трудно
было
считать
настоящими
кораблями
открытого
моря,
французские
моряки
оценивали
эту большую
серию как
удачу. И в
этом
большая
заслуга
Пелетана,
который
первым
понял
важность создания
больших
соединений
однотипных
лодок.К 1910
году
французский
подводный
флот мог
претендовать
на первое
место в мире.
Успехи
подводного
плавания во
Франции
могли бы
быть еще
большими,
если бы
Томсон,
преемник
Пелетана,
не увлекся
бесконечными
экспериментами.
Не
очень
сведущий в
технике,
Томсон
поддержал
идею
эскадренной
подводной
лодки,
способной
сопровождать
линейные
корабли и
принимать
участие в
крупных
сражениях.
Такие лодки
не должны
были
уступать
линкорам в
мореходности
и скорости
хода, то
есть должны
были
развивать
не менее 20
узлов. В 1906
году был
объявлен
конкурс, в
результате
которого
появились
четыре
экспериментальные
лодки.
Лучшая из
них Ч лАрхимед╗
Ч показала
на
испытаниях
подводную
скорость
всего 15,2 узла.
Надежды на
создание
эскадренной
лодки
сильно
пошатнулись,
но зато
стало ясно,
что
водоизмещение
лодок можно
увеличивать,
не опасаясь
ухудшения
маневренности.
В 1909
году был
объявлен
новый коннкурс,
в
результате
которого
заложили
две
эскадренные
пароэлектрические
лодки
конструктора
Симоно; лГустав
Зеде╗ и лНереида╗
водоизмещением
в 849/1098 т; две
пароэлектрические
лодки
конструктора
Хюттера Ч лДю-пюи-де-Лом╗
и лСане╗
водоизмещением
833/1298 т; четыре
дизель-электрические
лодки
Хюттера
типа лЛагранж╗
(38)
водоизмещением
920/1318 т; две
дизель-электрические
лодки
Симоно Ч лЖоссель╗,
лФультон╗
водоизмещением
870/1247 т.
Одновременно
продолжались
разработки
так
называемых
лодок
береговой
обороны,
водоизмещение
которых
также
неуклонно
возрастало.
Так, в 1913 году
сошли на
воду лКлоринда╗
и лКорнель╗
водоизмещением
413/567 т. За ними в
1914Ч1917 годах
последовали
8 лодок типа лАмфитрита╗,
отличающихся
лишь
большим
запасом
плавучести
Ч 414/609 т.
Водоизмещение
трех лодок
следующей
серии: лБеллона╗,
лГермиона╗ и лГоргона╗
(39) Ч было еще
больше Ч 523/788 т.
После
начала
первой
мировой
войны все
усилия
французской
промышленности
были
направлены
на
производство
оружия и
боеприпасов
для
сухопутной
армии.
Единственными
подводными
кораблями,
заложенными
уже во время
войны, были
два минных
заградителя
Ч лМорис
Калло╗ (40) и лПоль
Шали╗
водоизмещением
соответственно
931/1298 т и 884/1191 т. Но
эти корабли
вступили в
строй после
войны и не
принимали
участия в
боевых
действиях. |
Г.СМИРНОВ
|
(С) по
материалам
журнала "Моделист-конструктор"
|
|
<<
вернуться
|
в
начало
текста |
продолжить
>> |