"Преступление" Камила Пелетана.



Под редакцией Героя Советского Союза 
вице-адмирала Г.И.Щедрина

      В начале нашего столетия среди общественных и политических деятелей Франции лишь немногих реакционная пресса преследовала с таким упорством и злобой, как Камилла Пелетана. Сообщая всяческие небылицы о неряшливости морского министра (этот пост Пелетан занимал в 1902Ч1905 годах), газеты умалчивали, однако, о главном. Приверженец подводного флота, Пелетан выступал против строительства дредноутов и этим грозил нанести колоссальный ущерб воротилам французского металлургического треста, жаждущим получить заказы  на линкорную  броню.  
      Интриги именно этих дельцов и породили ту лминистерскую чехарду╗, которая привела к хаосу в строительстве французского подводного флота. Возникновению этого хаосаспособствовало и противоборстводвух лагерей Ч сторонников так называемых ныряющих и чисто подводных лодок.
      Получилось так, что испытания чисто подводной лодки лЛа Морз╗ и ныряющей лодки лНарвал╗ (15) были проведены почти одновременно. И успешность этих испытаний сделала борьбу особенно ожесточенной. Морское министерство стояло за ныряющие, а общественное мнение Ч за чисто подводные лодки. Газета лМатен╗ начала даже сбор средств на постройку электрических подлодок, родоначальницей которых была лодка лЖимнот╗ (13), сооруженная в 1888 году.
      Однако морской министр Лакруа, считая ныряющие лодки более перепективными, решил построить серию из 8 лодок типа лНарвал╗. Во исполнение этого решения в Шербуре были заложены четыре лодки по проекту Лобефа, отличающиеся от лНарвала╗ лишь увеличенным водоизмещением 157/213 т вместо 117/202 т и уменьшенным запасом плавучести (26% вместо 42%). Но Лакруа не удалось довести свой замысел до конца: уже в 1899 году его на посту морского министра сменил Ланессан. И следующие четыре лодки серии Ч лФарфаде╗ (36), лКорриган╗, лГном╗  и  лЛютин╗,  спроектированные Мога, были чисто электрическими.
      На средства, собранные по подписке газетой лМатен╗, были построены еще две чисто электрические подводные лодки Ч лФрансез╗   и лЭлжирьен╗, спроектированные Ромазотти. Кроме того, Ланессан настоял на постройке 20 маленьких (70,5/73,6 т) подводных лодок прибрежного   действия   типа лНаяда╗. У этих кораблей был малый запас плавучести, как у чисто подводных лодок, и двойной двигатель Ч бензольный мотор, и аккумуляторы Ч как у ныряющих лодок. Они сказались неудачными и не получили одобрения моряков.

36. лФарфаде╗    (Франция, 1901 г.);      37. лПлювиоз╗     (Франция, 1907 г.);

38. лЛагранж╗      (Франция, 1917 г.);    39. лГоргона╗     (Франция, 1915 г.);

40. лМорис Калло╗     (Франция, 1921 г.);

      Новый морской министр Пелетан начал свою деятельность заказом двух лодок Лобефа с дизель-электрическими установками. Построенные в 1903 году лЭгрете╗ и лСигонье╗, в течение пяти лет плававшие только под аккумуляторами из-за отсутствия надежных дизелей, оказались весьма удачными кораблями. Лобеф был настолько уверен в правильности избранного им направления, что в 1904 году, не дожидаясь испытания этих   лодок,   разработал проект более крупной двухвинтовой ныряющей    лодки     водоизмещением 351/491 т. Лодки лСирее╗ были тоже дизель-электрическими. Но, когда Пелетан задумал построить целую подводную эскадру из 34 крупных лодок, Лобеф не решился остановить свой выбор на дизеле.
      Первые 18 лодок новой серии Ч лодки типа лПлювиоз╗ (37) Ч были на четыре метра длиннее, чем лСирее╗ из-за того, что вместо дизелей на них была установлена более громоздкая паросиловая установка, увеличившая водоизмещение этих кораблей до 398/550 т. Лодки типа лПлювиоз╗ спускались на воду в течение 1907Ч1910 годов. Лишь после того, как французская промышленность освоила производство надежных дизелей, приступили к постройке последних 16 лодок серии Ч лодок типа лБрюмер╗. Они спускались на воду в течение 1911Ч1913 годов. Хотя лодки типа лПлювиоз╗ и лБрюмер╗ еще трудно было считать настоящими кораблями открытого моря, французские моряки оценивали эту большую серию как удачу. И в этом большая заслуга Пелетана, который первым понял важность создания больших соединений  однотипных лодок.К 1910 году французский подводный флот мог претендовать на первое место в мире. Успехи подводного плавания во Франции могли бы быть еще большими, если бы Томсон,    преемник   Пелетана,  не увлекся   бесконечными  экспериментами.
      Не очень сведущий в технике, Томсон поддержал идею эскадренной подводной лодки, способной сопровождать линейные корабли и принимать участие в крупных сражениях. Такие лодки не должны были уступать линкорам в мореходности и скорости хода, то есть должны были   развивать не менее 20 узлов. В 1906 году был объявлен конкурс, в результате которого появились четыре экспериментальные лодки. Лучшая из них Ч лАрхимед╗ Ч показала на испытаниях подводную скорость всего 15,2 узла. Надежды на создание эскадренной лодки сильно пошатнулись, но зато стало ясно, что водоизмещение лодок можно увеличивать, не опасаясь ухудшения маневренности.
       В 1909 году был объявлен новый коннкурс, в результате которого заложили две эскадренные  пароэлектрические лодки конструктора Симоно; лГустав Зеде╗ и лНереида╗ водоизмещением в 849/1098 т; две пароэлектрические лодки   конструктора   Хюттера Ч лДю-пюи-де-Лом╗ и лСане╗ водоизмещением 833/1298 т; четыре дизель-электрические лодки Хюттера типа лЛагранж╗ (38) водоизмещением 920/1318 т; две дизель-электрические лодки Симоно Ч лЖоссель╗,  лФультон╗  водоизмещением 870/1247 т.
      Одновременно продолжались разработки так называемых лодок береговой обороны, водоизмещение которых также неуклонно возрастало. Так, в 1913 году сошли на воду лКлоринда╗ и лКорнель╗ водоизмещением 413/567 т. За ними в 1914Ч1917 годах последовали 8 лодок типа лАмфитрита╗, отличающихся лишь большим   запасом    плавучести   Ч 414/609 т. Водоизмещение трех лодок следующей серии: лБеллона╗, лГермиона╗ и лГоргона╗ (39) Ч было еще больше Ч 523/788 т.
      После начала первой мировой войны все усилия французской промышленности были направлены на производство оружия и боеприпасов для сухопутной армии. Единственными подводными кораблями, заложенными уже во время войны, были два минных заградителя Ч лМорис Калло╗ (40) и лПоль Шали╗ водоизмещением соответственно 931/1298 т и 884/1191 т. Но эти корабли вступили в строй после войны и не принимали участия в боевых действиях.


Г.СМИРНОВ   



(С) по материалам журнала "Моделист-конструктор"


<< вернуться

в начало текста

 продолжить >>

Hosted by uCoz