"....Исход войны мог оказаться 
совсем иным. "


Под редакцией Героя Советского Союза 
вице-адмирала Г.И.Щедрина

 
      В 1848 году началась датско-немецкая война. Немцам, флота которых практически не существовало, нечего было противопоставить датским кораблям, которые блокировали германское побережье. Вот тогда-то капрал баварской армии Бауэр и предложил построить подводную лодку для прорыва блокады. Средства на сооружение «морского ныряльщика» — так  Бауэр назвал свое детище (16) — дали шлезвиг-голштинская армия и некоторые частные лица. В 1851 году в Кильской бухте начались испытания этого корабля, завершившиеся тем, что он... затонул. Бауэр и два члена экипажа чудом спаслись, а лодка осталась лежать на дне бухты. В 1887 году ее подняли и поместили на почетном месте в Кильской военно-морской академии.
      Неудача не обескуражила Бауэра, который начал обивать  пороги  морских ведомств   Австро-Венгрии, США, Франции, Англии. В 1853 году он объявился в России, где за казенный счет построил лодку (7), затонувшую впоследствии в Финском заливе.
      В то время как в США, России и Франции первые подводные корабли создавались при участии и под надзором  морских  ведомств, в Англии развитие подводного дела находилось всецело в руках частных лиц. Так, в 1878 году ливерпульский    изобретатель   Гаррет построил четырехметровую подводную лодку с ручным приводом. Поощренный успехом первых испытаний, он на следующий год соорудил вторую лодку — «Резургам» (17), длиной 15 м и диаметром 1,5 м.
      Интересной особенностью «Резургама» была силовая установка. Она состояла из паровой машины и котла, рассчитанного на давление в 10 атм. Перед погружением давление поднимали до предела и наглухо закрывали топку и дымовую трубу. По мере расходования пара, давление в котле падало, вода же продолжала кипеть за счет запасенного в ней тепла. Двигаясь таким образом, корабль мог проходить под водой около 20 км.


16. Первая подводная лодка Бауэра.  (
Германия, 1850 г.)  
   
        
17.  "Резургам"  Гаррета.   (Англия, 1879 г.)

         18. Первая подводная лодка Норденфельта. 
(Швеция, 1883 г.)

       19. "Наутилус" Кемпбела и Аша. (
Англия, 1886 г.)

20. Подводная лодка Пераля.  (
Испания, 1888 г.)


      «Резургам» затонул в1880 году во время испытания. Но незадолго до его гибели на испытаниях довелось побывать шведскому изобретателю оружия Норденфельту,     который предложил Гаррету работать совместно. Результатом этого сотрудничества и была первая подводная лодка Норденфельта (18) длиной 19,5 м и водоизмещением 60 т. Она имела силовую установку, которая принципиально не отличалась от установки «Резургама», хотя и содержала   некоторые важные усовершенствования. Так, в носовой и кормовой частях корпуса были установлены две цистерны высокого давления, в которых во время   надводного хода запасалась перегретая в котле вода. Общего запаса энергии в котле и цистернах должно было хватать на 25-километровый подводный переход. На поверхности дальность плавания составляла 280 км при скорости 9 узлов.
      Норденфельтовснзя  лодка была аппаратом легче воды. Погружаться и маневрировать в вертикальной плоскости ей помогали два непрерывно работающих вертикальных гребных винта, расположенных по бортам в центральной части корпуса. В случае их отказа лодка автоматически должна была всплывать на поверхность. Вооружение лодки -  торпеда Уайтхеда, управляемая мина и скорострельная пушка системы Норденфельта.
      21—25 сентября 1885 года лодка демонстрировалась в Карлскруне военно-морским атташе почти всех государств. Хотя эту демонстрацию трудно было назвать  успешной,  лодку поспешила приобрести Греция.
      Одновременно с Гарретом и Норденфельтом над постройкой подводной лодки в Англии работали еще два инженера — Кемпбелл и Аш. Их «Наутилус» (19) — чисто электрическая подводная лодка длиной 18 м и водоизмещением 50 т— был первым в мире двухвинтовым подводным кораблем. Механизм погружения-всплытия   «Наутилуса» состоял из восьми цилиндров с поршнями, выдвигая и вдвигая которые с помощью    механического привода можно было изменять подводный объем лодки. Вооружение ее состояло из двух палубных торпедных аппаратов. Чтобы атаковать врага, два водолаза должны были выходить через шлюзовую камеру на палубу и производить выстрелы.
      «Наутилус» испытывался на Темзе, однако ненадежность действия цилиндров с поршнями, забивавшихся илом и грязью, побудила Адмиралтейство отказаться от приобретения корабля.
      Не нашел практического применения и другой проект того времени — подводная лодка испанского капитана Пераля |20]. Она представляла собой весьма совершенный по тем временам корабль длиной 21 м и с подводным водоизмещением 87 т. Два винта приводились в действие  электромоторами мощностью 30 л.с. каждый и сообщали лодке подводную скорость в 8 узлов. Дальность плавания под водой должна была составлять около 800 км. Оружие лодки — торпедный аппарат для стрельбы  торпедами Шварцкопфа.
     
В сентябре 1888 года лодка Пераля была спущена на воду. Конечно, в ходе испытаний обнаружилась масса  мелких  недостатков, но в целом Пераль выполнил все, что обещал. Он заставлял свой корабль погружаться, всплывать, маневрировать, атаковать цель. 27 августа 1889 года все три торпеды, выпущсчные из-под воды с расстояния 500 м, достигли цели — стоявшего на якоре судна-мишени. 23 июня 1890 года  состоялась последняя проверка. В подводном положении лодка произвела дневную и ночную атаки на крейсер «Колонь». Обе они оказались удачными... и тем не менее корабль Пераля был предан полному забвению. Сам изобретатель умирает в 1895 году, а через три года вспыхивает испано-американская война, о которой спустя 60 лет историк скажет: «Если бы тогда у испанцев было 40 - 50 лодок Пераля, исход войны мог оказаться совсем иным...»


Г.СМИРНОВ   



(С) по материалам журнала "Моделист-конструктор"


<< вернуться

в начало текста

 продолжить >>

Hosted by uCoz