"....Исход
войны мог
оказаться
совсем иным.
"
|

|
Под
редакцией
Героя
Советского
Союза
вице-адмирала
Г.И.Щедрина
|
В
1848 году
началась
датско-немецкая
война.
Немцам,
флота
которых
практически
не
существовало,
нечего было
противопоставить
датским
кораблям,
которые
блокировали
германское
побережье.
Вот тогда-то
капрал
баварской
армии Бауэр
и предложил
построить
подводную
лодку для
прорыва
блокады.
Средства на
сооружение
«морского
ныряльщика»
— так
Бауэр назвал
свое детище (16)
— дали
шлезвиг-голштинская
армия и
некоторые
частные
лица. В 1851 году
в Кильской
бухте
начались
испытания
этого
корабля,
завершившиеся
тем, что он...
затонул.
Бауэр и два
члена
экипажа
чудом
спаслись, а
лодка
осталась лежать
на дне бухты.
В 1887 году ее
подняли и
поместили
на
почетном
месте в
Кильской
военно-морской
академии.
Неудача не
обескуражила
Бауэра,
который
начал
обивать
пороги
морских
ведомств Австро-Венгрии,
США, Франции,
Англии. В 1853
году он
объявился в
России, где
за казенный
счет
построил
лодку (7),
затонувшую
впоследствии
в Финском
заливе.
В то
время как в
США, России
и Франции
первые
подводные
корабли
создавались
при участии
и под
надзором
морских
ведомств, в
Англии
развитие
подводного
дела
находилось
всецело в
руках
частных лиц.
Так, в 1878 году
ливерпульский
изобретатель
Гаррет
построил
четырехметровую
подводную
лодку с
ручным
приводом.
Поощренный
успехом
первых
испытаний,
он на
следующий
год
соорудил
вторую
лодку — «Резургам»
(17), длиной 15 м и
диаметром 1,5
м.
Интересной
особенностью
«Резургама»
была
силовая
установка.
Она
состояла из
паровой
машины и
котла,
рассчитанного
на давление
в 10 атм. Перед
погружением
давление
поднимали
до предела и
наглухо
закрывали
топку и
дымовую
трубу. По
мере
расходования
пара,
давление в
котле
падало, вода
же
продолжала
кипеть за
счет
запасенного
в ней тепла.
Двигаясь
таким
образом,
корабль мог
проходить
под водой
около 20 км. |

|
16.
Первая
подводная
лодка
Бауэра. (Германия,
1850 г.)
17.
"Резургам"
Гаррета. (Англия,
1879 г.)
18.
Первая
подводная
лодка
Норденфельта. (Швеция,
1883 г.)
19. "Наутилус"
Кемпбела и
Аша. (Англия,
1886 г.)
20.
Подводная
лодка
Пераля. (
Испания, 1888
г.) |
|
«Резургам»
затонул
в1880 году во
время
испытания.
Но
незадолго
до его
гибели на
испытаниях
довелось
побывать
шведскому
изобретателю
оружия
Норденфельту,
который
предложил
Гаррету
работать
совместно.
Результатом
этого
сотрудничества
и была
первая
подводная
лодка
Норденфельта
(18) длиной 19,5 м
и
водоизмещением
60 т. Она имела
силовую
установку,
которая
принципиально
не
отличалась
от
установки
«Резургама»,
хотя и
содержала
некоторые
важные
усовершенствования.
Так, в
носовой и
кормовой
частях
корпуса
были
установлены
две
цистерны
высокого
давления, в
которых во
время
надводного
хода
запасалась
перегретая
в котле
вода. Общего
запаса
энергии в
котле и
цистернах
должно было
хватать на 25-километровый
подводный
переход. На
поверхности
дальность
плавания
составляла
280 км при
скорости 9
узлов.
Норденфельтовснзя
лодка была
аппаратом
легче воды.
Погружаться
и
маневрировать
в вертикальной
плоскости
ей помогали
два
непрерывно
работающих
вертикальных
гребных
винта,
расположенных
по бортам в
центральной
части
корпуса. В
случае их
отказа
лодка
автоматически
должна была
всплывать
на
поверхность.
Вооружение
лодки -
торпеда
Уайтхеда,
управляемая
мина
и
скорострельная
пушка
системы
Норденфельта.
21—25
сентября 1885
года лодка
демонстрировалась
в
Карлскруне
военно-морским
атташе
почти всех
государств.
Хотя эту
демонстрацию
трудно было
назвать
успешной,
лодку
поспешила
приобрести
Греция.
Одновременно
с Гарретом и
Норденфельтом
над
постройкой
подводной
лодки в
Англии
работали
еще два
инженера —
Кемпбелл и
Аш. Их «Наутилус»
(19) — чисто
электрическая
подводная
лодка
длиной 18 м и
водоизмещением
50 т— был
первым в
мире двухвинтовым
подводным
кораблем.
Механизм
погружения-всплытия
«Наутилуса»
состоял из
восьми цилиндров
с поршнями,
выдвигая и
вдвигая
которые с
помощью
механического
привода
можно было
изменять
подводный
объем лодки.
Вооружение
ее состояло
из двух
палубных
торпедных
аппаратов.
Чтобы
атаковать
врага, два водолаза
должны были
выходить
через
шлюзовую
камеру на
палубу и
производить
выстрелы.
«Наутилус»
испытывался
на Темзе,
однако
ненадежность
действия
цилиндров с
поршнями,
забивавшихся
илом и
грязью,
побудила
Адмиралтейство
отказаться от приобретения
корабля.
Не
нашел
практического
применения
и
другой
проект того
времени —
подводная
лодка
испанского
капитана
Пераля |20].
Она
представляла
собой
весьма
совершенный
по тем
временам
корабль
длиной 21 м и с
подводным
водоизмещением
87 т. Два винта
приводились
в действие
электромоторами
мощностью 30
л.с. каждый и
сообщали
лодке
подводную
скорость
в 8 узлов.
Дальность
плавания
под водой
должна была
составлять
около 800 км.
Оружие
лодки —
торпедный
аппарат
для
стрельбы
торпедами
Шварцкопфа.
В
сентябре
1888 года
лодка
Пераля была
спущена на
воду.
Конечно, в
ходе
испытаний
обнаружилась
масса
мелких
недостатков,
но в целом
Пераль
выполнил
все, что
обещал. Он
заставлял
свой
корабль
погружаться,
всплывать,
маневрировать,
атаковать
цель. 27
августа 1889
года все три
торпеды,
выпущсчные
из-под воды
с
расстояния
500 м, достигли
цели —
стоявшего
на якоре
судна-мишени.
23 июня 1890 года
состоялась
последняя
проверка. В
подводном
положении
лодка
произвела
дневную и
ночную
атаки на
крейсер «Колонь».
Обе они
оказались
удачными... и
тем не менее
корабль
Пераля был
предан
полному
забвению.
Сам
изобретатель
умирает
в 1895 году, а
через три
года
вспыхивает
испано-американская
война, о
которой
спустя 60 лет
историк
скажет: «Если
бы тогда у
испанцев
было 40 - 50 лодок
Пераля,
исход войны
мог оказаться
совсем иным...» |
Г.СМИРНОВ
|
(С) по
материалам
журнала "Моделист-конструктор"
|
|
<<
вернуться
|
в
начало
текста |
продолжить
>> |