Под редакцией Героя Советского Союза 
вице-адмирала Г.И.Щедрина

 
       В русско-турецкой войне 1877Ч 1878 годов Россия  впервые успешно применила торпедное оружие. К тому же периоду относится появление в русском флоте первых кораблей специальной постройки, вооруженных торпедами. Все это вызвало немалый интерес у западных военно-морских специалистов.
     31 мая 1880 года в Англии на заводе Ярроу был спущен на воду миноносец лБатум╗, построенный для русского флота по чертежам русских инженеров, лНе приходится сомневаться в том, что замечательные показатели этого судна Ч писали английские газеты после перехода миноносца лБатум╗ в Черное море, Ч явились побудительной причиной для нашего правительства, как и для многих других, приступить наконец к систематической постройке миноносцев╗.
      Три года спустя английская фирма Торникрофт построила по русским чертежам миноносец лСухум╗, также предназначенный для русского флота на Черном море. А вскоре у англичан появились носители нового оружия Ч миноносцы (аналогичные русским кораблям), которые получили бортовые номера 39, 40, 21, 23 и др. Такие корабли были созданы и в других странах. Сравнение  тактико-технических данных (см. таблицу) показывает, насколько сильным было влияние русской кораблестроительной мысли.
      Русские инженеры и военные моряки сделали большой вклад в развитие этого класса кораблей, в ряде важных вопросов  опережая  Запад. Поэтому иностранные специалисты постоянно следили за строительством в России миноносцев. Так, появление в 1885 году в составе русского флота первого двухвинтового миноносца лКотлин╗ (5), показавшего лучшие маневренные качества и живучесть по сравнению с одновинтовыми, послужило толчком для создания таких же кораблей и за рубежом: в 1887 году их начали строить в Германии, в 1889-м Ч во Франции, в 1890-м Ч в Англии.


   5. "Котлин".  (
Россия, 1885 г.)         6.  "Пернов".   (Россия, 1892 г.) 
  


       Весьма характерным в этом отношении является французский миноносец № 126. Правда, несколько большее, чем у лКотлина╗, водоизмещение позволило разместить на нем более мощные машины, обеспечившие и более высокую скорость. Но остальные параметры Ч вооружение, численность экипажа и архитектура миноносца № 126 такие же или почти такие же, как у лКотлина╗.
      После того как русские инженеры и моряки сделали новый шаг вперед, разработав чертежи миноносца лПернов╗ (6), который был построен во Франции, и другие страны сочли необходимым иметь такие же корабли. Во Франции, например, через три года после спуска на воду миноносца лПернов╗ для французского флота был построен подобный, лАквилон╗.
      В ответ на создание в России минных крейсеров типа лЛейтенант Ильин╗ (7) многие страны начали работы по проектированию так называемых лминных авизо╗, лконтрминоносцев╗, лминных канонерских лодок╗ и подобных им кораблей. На них устанавливалось усиленное артиллерийское вооружение, часто за счет ослабления торпедного либо вовсе отказа от него. Основным предназначением их считалась оборона крупных    кораблей Ч броненосцев, крейсеров Ч от атак вражеских миноносцев в море, а дополнительным (для имевших торпедное   вооружение) Ч атака кораблей неприятеля торпедами.
      Однако если сравнивать данные этих кораблей с данными русских минных крейсеров, хотя бы типа лЛейтенант Ильин╗, то выводы о боевых возможностях получаются в пользу последних. Действительно, они могли оказывать огневое противодействие упомянутым лминным авизо╗ и им подобным (не говоря уже о более мелких миноносцах) и атаковать торпедами крупные корабли противника с большими шансами на успех.
      Опыт последовавших боевых действий подтвердил, что лминные авизо╗ не могли защитить броненосцы от атак миноносцев, а в качестве торпедных кораблей оказались неполноценными.
      Дальнейшее строительство миноносцев за рубежом и попытки уйти при этом от русских образцов привели к нарушению гармоничности сочетания их элементов. Причем эти нарушения приобрели черты национальных особенностей для данного класса боевых единиц. Так, итальянцы особое внимание уделяли скорости (в ущерб вооружению), немцы Ч мореходности  (в ущерб скорости), англичане Ч вооружению (в ущерб размерам корабля).
      Однако отсутствие суровой проверки качеств новоявленных типов миноносцев в серьезных боевых действиях на море до русско-ялонской войны не позволило отчетливо вскрыть все достоинства и недостатки как в конструкциях кораблей этого класса, так и в их использовании в вооруженной борьбе военно-морских флотов.


И.ЧЕРНЫШЕВ   



(С) по материалам журнала "Моделист-конструктор"


<< вернуться

в начало текста

 продолжить >>

Hosted by uCoz