В русско-турецкой
войне 1877Ч 1878
годов
Россия
впервые
успешно
применила
торпедное
оружие. К
тому же
периоду
относится
появление в
русском
флоте
первых
кораблей
специальной
постройки,
вооруженных
торпедами.
Все это
вызвало
немалый
интерес у
западных
военно-морских
специалистов.
31 мая 1880
года в
Англии на
заводе
Ярроу был
спущен на
воду
миноносец лБатум╗,
построенный
для
русского
флота по
чертежам
русских
инженеров, лНе
приходится
сомневаться
в том, что
замечательные
показатели
этого судна
Ч писали
английские
газеты
после
перехода
миноносца лБатум╗
в Черное
море, Ч
явились
побудительной
причиной
для нашего
правительства,
как и для
многих
других,
приступить
наконец к
систематической
постройке
миноносцев╗.
Три
года спустя
английская
фирма
Торникрофт
построила
по русским
чертежам
миноносец лСухум╗,
также
предназначенный
для
русского
флота на
Черном море.
А вскоре у
англичан
появились
носители
нового
оружия Ч
миноносцы (аналогичные
русским
кораблям),
которые
получили
бортовые
номера 39, 40, 21, 23 и
др. Такие
корабли
были
созданы и в
других
странах.
Сравнение
тактико-технических
данных (см.
таблицу)
показывает,
насколько
сильным
было
влияние
русской
кораблестроительной
мысли.
Русские
инженеры и
военные
моряки
сделали
большой
вклад в
развитие
этого
класса
кораблей, в
ряде важных
вопросов
опережая
Запад.
Поэтому
иностранные
специалисты
постоянно
следили за
строительством
в России
миноносцев.
Так,
появление в
1885 году в
составе
русского
флота
первого
двухвинтового
миноносца лКотлин╗
(5),
показавшего
лучшие
маневренные
качества и
живучесть
по
сравнению с
одновинтовыми,
послужило
толчком для
создания
таких же
кораблей и
за рубежом:
в 1887 году их
начали
строить в
Германии, в
1889-м Ч во
Франции, в 1890-м
Ч в Англии. |
Весьма
характерным
в этом
отношении
является
французский
миноносец №
126. Правда,
несколько
большее, чем
у лКотлина╗,
водоизмещение
позволило
разместить
на нем более
мощные
машины,
обеспечившие
и более
высокую
скорость. Но
остальные
параметры Ч
вооружение,
численность
экипажа и
архитектура
миноносца №
126 такие же
или почти
такие же,
как у лКотлина╗.
После
того как
русские
инженеры и
моряки
сделали
новый шаг
вперед,
разработав
чертежи
миноносца лПернов╗
(6), который
был
построен во
Франции, и
другие
страны
сочли
необходимым
иметь такие
же корабли.
Во Франции,
например,
через три
года после
спуска на
воду
миноносца лПернов╗
для
французского
флота был
построен
подобный, лАквилон╗.
В
ответ на
создание в
России
минных
крейсеров
типа лЛейтенант
Ильин╗ (7)
многие
страны
начали
работы по
проектированию
так
называемых
лминных
авизо╗, лконтрминоносцев╗,
лминных канонерских
лодок╗ и
подобных им
кораблей. На
них
устанавливалось
усиленное
артиллерийское
вооружение,
часто за
счет
ослабления
торпедного
либо вовсе
отказа от
него.
Основным
предназначением
их
считалась
оборона
крупных кораблей
Ч
броненосцев,
крейсеров Ч
от атак
вражеских
миноносцев
в море, а
дополнительным
(для имевших
торпедное вооружение)
Ч атака
кораблей
неприятеля
торпедами.
Однако
если
сравнивать
данные этих
кораблей с
данными
русских
минных
крейсеров,
хотя бы типа
лЛейтенант
Ильин╗, то
выводы о
боевых
возможностях
получаются
в пользу
последних.
Действительно,
они могли
оказывать
огневое
противодействие
упомянутым
лминным
авизо╗ и им
подобным (не
говоря уже о
более
мелких миноносцах)
и атаковать
торпедами
крупные
корабли
противника
с большими
шансами на
успех.
Опыт
последовавших
боевых
действий
подтвердил,
что лминные
авизо╗ не
могли
защитить
броненосцы
от атак
миноносцев,
а в качестве
торпедных
кораблей
оказались
неполноценными.
Дальнейшее
строительство
миноносцев
за рубежом и
попытки
уйти при
этом от
русских
образцов
привели к
нарушению
гармоничности
сочетания
их
элементов.
Причем эти
нарушения
приобрели
черты
национальных
особенностей
для данного
класса
боевых
единиц. Так,
итальянцы
особое
внимание
уделяли
скорости (в
ущерб
вооружению),
немцы Ч
мореходности
(в ущерб
скорости),
англичане Ч
вооружению (в
ущерб
размерам
корабля).
Однако
отсутствие
суровой
проверки
качеств
новоявленных
типов
миноносцев
в серьезных
боевых
действиях
на море до
русско-ялонской
войны не
позволило
отчетливо
вскрыть все
достоинства
и
недостатки
как в
конструкциях
кораблей
этого
класса, так
и в их
использовании
в
вооруженной
борьбе
военно-морских
флотов. |