Под редакцией Героя Советского Союза 
вице-адмирала Г.И.Щедрина

 
      Едва лишь появились военные корабли и на водных просторах начали происходить морские бои, моряки стали искать способы, как быстрее потопить противника. Лучшим из всех считалось нанесение удара тараном  в самое уязвимое место корабля Ч его подводную часть.
      Море  через  пробоину  врывалось внутрь грозного корабля, он терял плавучесть и без особого промедления шел на дно. Появление артиллерии сделало таран бессмысленным.
      В XIX веке жизненно важные места паровых  кораблей  стали  защищать броней, которая частенько выигрывала соревнование со снарядом. Потопить же противника артиллерией тоже оказалось уже непросто. И тогда военно-морские специалисты вновь вернулись к идее таранного удара.
      Военные моряки всех флотов ломали головы над тем, как бы добраться до подводной части вражеского корабля и нанести смертельную для него пробоину. Поиски решения проблемы велись в нескольких направлениях. Первое привело к появлению подводных плавательных аппаратов, управляемых человеком. Это были прообразы будущих подводных лодок. Они тогда еще не стреляли торпедами или ракетами, как сейчас, а лишь несли заряд. Нужно было прикрепить его к днищу стоявшего на якоре корабля противника. А там взрыв Ч и корабль на дне.
      Другое   направление Ч донные и якорные мины заграждения,  впервые предложенные и примененные русскими моряками в XIX веке. Они тайно ставились на путях вражеских кораблей. И опять взрыв Ч и корабля нет.
      Третье направление - шестовая мина, которой нужно было ткнуть в борт корабля прогивника. Раз - и его нет! 
Все это вроде бы хорошо, но... Тихоходные подводные плавательные аппараты должны были проникнуть на вражеский рейд, подойти к жертве и прикрепить заряд к ее днищу. А противник не будет смотреть на это сложа руки!.. Мины заграждения тоже пассивны и ждут, пока на них кто-нибудь наткнется. При этом они не разбирают, чужой корабль или свой... Шестовые мины, по сути, лишь удлиненный таран и требуют сближения с целью на очень короткую дистанцию... Нет, это не то! Флоту требовалось совершенно новое оружие.
      В 1865 году талантливый русский изобретатель Иван Федорович Александровский,  живший в Кронштадте, предложил первый в мире проект самодвижущейся мины, названной им лторпедо╗. В донесении Морскому министерству  России об испытании этого нового оружия сообщалось, что лторпедо... три раза кряду проходило с большой меткостью  назначенное для него расстояние в 2500 футов (1 фут == 0,3048 м), постоянно сохраняя при этом определенное ему шестифутовое углубление в воду. Начальная скорость его на расстоянии 1000 футов была 8 узлов, конечная Ч 5 узлов╗.
      В 1877 году началась русско-турецкая война. Положение России на Черном море было довольно тяжелым: турецкий флот имел броненосцы, вооруженные мощной артиллерией, а у русских таких сил на этом море не было. Чтобы бороться с противником, лейтенант С.О.Макаров предложил активно применять катера, вооруженные сначала шестовыми минами, а позднее и торпедами


   1. "Чесма".  (
Россия, 1877 г.)         2.  "Синоп".   (Россия, 1877 г.) 
  

 
3.  "Взрыв".   (Россия, 1877 г.)      4. "Батум".  (Россия, 1880 г.)


       Для использования торпед лбеспокойный лейтенант╗, как прозвали на флоте Макарова, переоборудовал минные катера лЧесма╗ (1) и лСиноп╗ (2). Под килем   первого из них прикрепили торпедный аппарат Ч трубу, из которой выстреливалась торпеда. Другой катер снабдили плотиком, служившим  для выпуска торпеды. В момент стрельбы катера прицеливались в корабль противника всем корпусом (плотик команда катера подтягивала перед этим к своему борту).
      В ночь на 16 декабря  1877 года в полной темноте оба катера под командой  лейтенантов  Зацаренного и Щешинского вошли на рейд Батуми и с дистанции в несколько десятков метров выпустили торпеды в турецкий броненосец. К огорчению команд катеров, одна торпеда попала в якорную цепь броненосца, а вторая прошла под его килем.
     
14 января 1878 года эти же катера туманной чочью вновь проникли на батумский рейд. С расстояния 60Ч80 м они выстрелили в сторожевой корабль лИнтибах╗ торпеды,  которые взорвались почти одновременно. Сторожевик быстро накренился и через две минуты скрылся под водой. Это было первое в истории успешное применение торпед.
      Минные катера того времени имели малое водоизмещение (6Ч8 т), весьма ограниченную дальность плавания (10Ч 12 миль), плохую мореходность (могли плавать при волнении моря не более 1 балла) и обладали низкой скоростью (5Ч7 узлов) Поэтому они доставлялись в район боевых действий на корабле-матке,   командование   которым было поручено Макарову.
      Почти одновременно с перевооружением минных катеров были построены и специальные носители торпед Ч миноноски (так названы потому, что в то время торпеды назывались самодвижущимися минами). Они были очень похожи на своих предшественников Ч минные катера, только крупнее: водоизмещение Ч около 20 т, скорость Ч 12Ч15 узлов,  вооружениеЧодна-две торпеды и одна-две пушки калибра 30Ч 37 мм. Как и у минных катеров, мореходность и дальность плавания у них были явно недостаточными для самостоятельных действий.
      Поэтому в 1877 году в Петербурге был построен первый в мире мореходный миноносец лВзрыв╗ (3). Имея водоизмещение 180 т, он мог развивать скорость до 12,5 узла и был вооружен одним неподвижным подводным торпедным аппаратом, проходящим через форштевень (влияние тарана!). Корабль был довольно солидных размеров, но слабовато вооружен.
      В 1880 году по улучшенному проекту отечественных инженеров, принявших во внимание и опыт русско-турецкой войны, и недостатки лВзрыва╗, строились  миноносцы  лБатум╗   (4)  (водоизмещение 48 т) и лСухум╗ (66 т), развивавшие скорость более 15 узлов. Вооружение состояло из двух однотрубных торпедных аппаратов, расположенных под палубой по обе стороны форштевня, и двух пушек калибра 37 мм.
      Спустя пять лет русские моряки и инженеры построили  на  Балтийском заводе в Петербурге первый в мире двухвинтовой   68-тонный   миноносец лКотлин╗. Вооружение у него осталось таким же, но наличие двух винтов резко улучшило маневренные качества и живучесть корабля.
       Стремление к дальнейшему увеличению дальности плавания и мореходности вызвало заметный рост водоизмещения миноносцев.   Так   миноносец лПернов╗, построенный в 1892 году, имел водоизмещение 120 т и обладал скоростью 26 узлов. Тем не менее миноносцы продолжали существенно уступать в мореходности и дальности плавания крупным кораблям и не могли ходить в составе эскадры. Поэтому в русском флоте в 1886 году был построен первый в мире минный крейсер лЛейтенант Ильин╗,  явившийся переходным типом от миноносца к эскадренному миноносцу,   родившемуся в начале XX века.
       Минный крейсер лЛейтенант Ильин╗ имел водоизмещение 740 т, развивал скорость до 20 узлов, а вооружение состояло из одного носового неподвижного и двух однотрубных поворотных палубных торпедных аппаратов (позднее Ч еще два), а также пяти 47-миллиметровых и десяти 37-миллиметровых орудий.
      Незадолго до русско-японской  войны вице-адмирал  С.О.Макаров писал:
л...явление, замечаемое в настоящие годы, что размер кораблей  каждого класса увеличивается, повторилось и с миноносками. От паровых  катеров в 6 т перешли к миноноскам в 20 т, но потом стали строить миноноски типа лБатум╗ в 60 т и назвали их миноносцами, а в настоящее времи обыкновенный миноносец имеет водоизмещение более 100 т. Увеличение миноносцев делалось по преимуществу для того, чтобы придать им большую скорость и больший район действия╗.
       Миноносцы росли в размерах, повышалась их мореходность, усиливалось вооружение. Таков закон развития сил флота. Но Макаров не мог даже предвидеть, что ждало их впереди.


И.ЧЕРНЫШЕВ   



(С) по материалам журнала "Моделист-конструктор"


<< вернуться

в начало текста

 продолжить >>

Hosted by uCoz