Едва лишь
появились
военные
корабли и на
водных
просторах
начали
происходить
морские бои,
моряки
стали
искать
способы, как
быстрее
потопить
противника.
Лучшим из
всех
считалось
нанесение
удара тараном
в самое
уязвимое
место
корабля Ч
его
подводную
часть.
Море
через
пробоину
врывалось
внутрь
грозного
корабля, он
терял
плавучесть
и без
особого
промедления
шел на дно.
Появление
артиллерии
сделало
таран
бессмысленным.
В XIX
веке
жизненно
важные
места
паровых
кораблей
стали
защищать
броней,
которая
частенько
выигрывала
соревнование
со снарядом.
Потопить же
противника
артиллерией
тоже
оказалось
уже
непросто. И
тогда
военно-морские
специалисты
вновь
вернулись к
идее
таранного
удара.
Военные
моряки всех
флотов
ломали
головы над
тем, как бы
добраться
до
подводной
части
вражеского
корабля и
нанести
смертельную
для него
пробоину.
Поиски
решения
проблемы
велись в
нескольких
направлениях.
Первое
привело к
появлению
подводных
плавательных
аппаратов,
управляемых
человеком.
Это были
прообразы
будущих
подводных
лодок. Они
тогда еще не
стреляли
торпедами
или
ракетами,
как сейчас,
а лишь несли
заряд. Нужно
было
прикрепить
его к днищу
стоявшего
на якоре
корабля
противника.
А там взрыв Ч
и корабль на
дне.
Другое
направление
Ч донные и
якорные
мины
заграждения,
впервые
предложенные
и
примененные
русскими
моряками в XIX
веке. Они
тайно
ставились
на путях
вражеских
кораблей. И
опять взрыв
Ч и корабля
нет.
Третье
направление
- шестовая
мина,
которой
нужно было
ткнуть в
борт
корабля
прогивника.
Раз - и его
нет! Все
это вроде бы
хорошо, но...
Тихоходные
подводные
плавательные
аппараты
должны были
проникнуть
на
вражеский
рейд,
подойти к
жертве и
прикрепить
заряд к ее
днищу. А
противник
не будет
смотреть на
это сложа
руки!.. Мины
заграждения
тоже
пассивны и
ждут, пока
на них кто-нибудь
наткнется. При этом
они не
разбирают,
чужой
корабль или
свой... Шестовые
мины, по
сути, лишь
удлиненный
таран и
требуют
сближения с
целью на
очень
короткую
дистанцию...
Нет, это не
то! Флоту
требовалось
совершенно
новое
оружие.
В 1865 году
талантливый
русский
изобретатель
Иван
Федорович
Александровский,
живший в
Кронштадте,
предложил
первый в
мире проект
самодвижущейся
мины,
названной
им лторпедо╗.
В донесении
Морскому
министерству
России об
испытании
этого
нового
оружия
сообщалось,
что лторпедо...
три раза
кряду
проходило с
большой
меткостью
назначенное
для него
расстояние
в 2500 футов (1
фут == 0,3048 м),
постоянно
сохраняя
при этом
определенное
ему
шестифутовое
углубление
в воду.
Начальная
скорость
его на
расстоянии
1000 футов была 8
узлов,
конечная Ч 5
узлов╗.
В 1877
году
началась
русско-турецкая
война.
Положение
России на
Черном море
было
довольно
тяжелым:
турецкий
флот имел
броненосцы,
вооруженные
мощной
артиллерией,
а у русских
таких сил на
этом море не
было. Чтобы
бороться с
противником,
лейтенант С.О.Макаров
предложил
активно
применять
катера,
вооруженные
сначала
шестовыми
минами, а
позднее и
торпедами |
1. "Чесма".
(Россия,
1877 г.)
2.
"Синоп". (Россия,
1877 г.)
3. "Взрыв".
(Россия,
1877 г.)
4. "Батум".
(Россия,
1880 г.)
|
Для
использования
торпед лбеспокойный
лейтенант╗,
как
прозвали на
флоте
Макарова,
переоборудовал
минные
катера лЧесма╗
(1) и лСиноп╗ (2).
Под килем
первого из
них
прикрепили
торпедный
аппарат Ч
трубу, из
которой
выстреливалась
торпеда.
Другой
катер
снабдили
плотиком,
служившим
для выпуска
торпеды. В
момент
стрельбы
катера
прицеливались
в корабль
противника
всем
корпусом (плотик
команда
катера
подтягивала
перед этим к
своему
борту).
В
ночь на 16
декабря
1877 года в
полной
темноте оба
катера под
командой
лейтенантов
Зацаренного
и
Щешинского
вошли на
рейд Батуми
и с
дистанции в
несколько
десятков
метров
выпустили
торпеды в
турецкий
броненосец.
К огорчению
команд
катеров,
одна
торпеда
попала в
якорную
цепь
броненосца,
а вторая
прошла под
его килем.
14
января 1878
года эти же
катера
туманной
чочью вновь
проникли на
батумский
рейд. С
расстояния
60Ч80 м они выстрелили
в
сторожевой
корабль лИнтибах╗
торпеды,
которые
взорвались
почти
одновременно.
Сторожевик
быстро
накренился
и через две
минуты
скрылся под
водой. Это
было первое
в истории
успешное
применение
торпед.
Минные
катера того
времени
имели малое
водоизмещение
(6Ч8 т), весьма
ограниченную
дальность
плавания (10Ч 12
миль),
плохую
мореходность
(могли
плавать при
волнении
моря не
более 1
балла) и
обладали
низкой
скоростью (5Ч7
узлов)
Поэтому они
доставлялись
в район
боевых
действий на
корабле-матке,
командование
которым
было
поручено
Макарову.
Почти
одновременно
с
перевооружением
минных
катеров
были
построены и
специальные
носители
торпед Ч
миноноски (так
названы
потому, что
в то время
торпеды
назывались
самодвижущимися
минами). Они
были очень
похожи на
своих
предшественников
Ч минные
катера,
только
крупнее:
водоизмещение
Ч около 20 т,
скорость Ч 12Ч15
узлов, вооружениеЧодна-две
торпеды и
одна-две
пушки
калибра 30Ч 37
мм. Как и у
минных
катеров,
мореходность
и дальность
плавания у
них были
явно
недостаточными
для
самостоятельных
действий.
Поэтому в 1877
году в
Петербурге
был
построен
первый в
мире
мореходный
миноносец лВзрыв╗
(3). Имея
водоизмещение
180 т, он мог
развивать
скорость до
12,5 узла и был
вооружен
одним
неподвижным
подводным
торпедным
аппаратом,
проходящим
через
форштевень (влияние
тарана!).
Корабль был
довольно
солидных
размеров, но
слабовато
вооружен.
В 1880 году
по
улучшенному
проекту
отечественных
инженеров,
принявших
во внимание
и опыт
русско-турецкой
войны, и
недостатки
лВзрыва╗,
строились
миноносцы
лБатум╗
(4) (водоизмещение
48 т) и лСухум╗ (66 т),
развивавшие
скорость
более 15
узлов.
Вооружение
состояло из
двух
однотрубных
торпедных
аппаратов,
расположенных
под палубой
по обе
стороны
форштевня, и
двух пушек
калибра 37 мм.
Спустя
пять лет
русские
моряки и
инженеры
построили
на Балтийском
заводе в
Петербурге
первый в
мире
двухвинтовой
68-тонный
миноносец
лКотлин╗.
Вооружение
у него
осталось
таким же, но
наличие
двух винтов
резко
улучшило
маневренные
качества и
живучесть
корабля.
Стремление
к
дальнейшему
увеличению
дальности
плавания и
мореходности
вызвало
заметный
рост водоизмещения
миноносцев.
Так
миноносец
лПернов╗,
построенный
в 1892 году, имел
водоизмещение
120 т и обладал
скоростью 26
узлов. Тем
не менее
миноносцы
продолжали
существенно
уступать в
мореходности
и дальности
плавания
крупным
кораблям и
не могли
ходить в
составе
эскадры.
Поэтому в
русском
флоте в 1886
году был
построен
первый в
мире минный
крейсер лЛейтенант
Ильин╗,
явившийся
переходным
типом от
миноносца к
эскадренному
миноносцу,
родившемуся
в начале XX
века.
Минный
крейсер лЛейтенант
Ильин╗ имел
водоизмещение
740 т, развивал
скорость до
20 узлов, а
вооружение
состояло из
одного
носового
неподвижного
и двух
однотрубных
поворотных
палубных
торпедных
аппаратов (позднее
Ч еще два), а
также пяти
47-миллиметровых
и десяти
37-миллиметровых
орудий.
Незадолго
до
русско-японской
войны
вице-адмирал
С.О.Макаров
писал: л...явление,
замечаемое
в настоящие
годы, что
размер
кораблей каждого
класса
увеличивается,
повторилось
и с
миноносками.
От паровых
катеров в 6
т перешли к
миноноскам
в 20 т, но потом
стали
строить
миноноски
типа лБатум╗
в 60 т и
назвали их
миноносцами,
а в
настоящее
времи
обыкновенный
миноносец
имеет
водоизмещение
более 100 т.
Увеличение
миноносцев
делалось по
преимуществу
для того,
чтобы
придать им
большую
скорость и
больший
район
действия╗.
Миноносцы
росли в
размерах,
повышалась
их
мореходность,
усиливалось
вооружение.
Таков закон
развития
сил флота.
Но Макаров
не мог даже
предвидеть,
что ждало их
впереди. |