"Голланд
против Лэка. " (продолжение) |
||
|
||
С тех
пор как на
осенних маневрах
1900 года «Голланд
№9» удачно
атаковал
надводные
корабли,
подводные
лодки
ирландского
изобретателя,
казалось,
надолго
должны были
завоевать
симпатии
американских
моряков. И
действительно,
в следующем
же году
компания «Электрик
боутс»,
откупившая
у Голланда
патентные
права,
получила
заказ на
семь лодок
типа А,
отличавшихся
от «Голланда
№ 9» лишь
несколько
увеличенным
водоизмещением.
За этим
заказом
последовал
в 1905 году
заказ на три
голландовские
лодки типа В,
а в 1906 году на
пять лодок
типа С. В 1907 году
по
настоянию Лэка
американское
адмиралтеиство
провело
сравнительные
испытания
голландовской
лодки типа С
(51) «Октопус» и
лэковского
«Лэка». «Октопус»
превзошел
конкурента
по
большинству
показателей,
поэтому
львиная
доля
заказов по-прежнему
доставалась
компании «Электрик
боутс». Так, в
19071908 годах она
достроила
три
голландовские
лодки
типа D,
в Г908-М две
типа Е (52), в 1909-м
четыре
типа F. Но морское ведомство, признавая за конструкцией Лэка и других изобретателей некоторые важные достоинства и не желая совершить промахи, в 1908 1909 годах заказало для пробы четыре лодки типа G. Три из них строились по проекту Лэка и одна по проекту итальянского конструктора Лауренти. С самого начала морское ведомство сосредоточило усилия на создании лодки береговой обороны, и, по сути дела, многочисленные американские подводные корабли, построенные до 1914 года, были последовательным развитием именно этого класса. Так, в дополнение к лодкам уже упомянутых серий американский флот заказал в 1910 году девять лодок типа Н, в 1911 году восемь типа К, в 1912 1913-м одиннадцать типа L. Начиная с типа L, безраздельная монополия компании "Электрик боутс» кончается. Хотя развитие подводной войны внесло существенные изменения в судостроительные программы морского ведомства США, постройка лодок береговой обороны продолжала оставаться в центре его внимания. |
||
|
||
Разработка лодок других классов началась в США лишь накануне войны, в 1914 году, когда было положено начало типу М (53). Планировалась постройка прототипа большой американской лодки открытого моря, но корабелов постигла неудача, недостроенное судно пошло на слом в 1922 году. Три лодки типа Т (54) хотя и были построены, но тоже не оправдали надежд компании «Электрик боутс», намеревавшейся создать эскадренную подводную лодку. Лишь в самом конце войны американцам удалось сконструировать знаменитую лодку типа S (55), ставшую американской лодкой основного типа. Рассматривая главные характеристики американских лодок, нетрудно убедиться, что столбовой дорогой их развития было увеличение водоизмещения от 149/170 т у типа В до 850/1100 т у типа S. Причем водоизмещение кораблей каждой последующей серии было примерно в полтора раза больше, чем предыдущей. Так же неуклонно от серии к серии возрастал и запас плавучести и улучшалась тесно связанная с ним мореходность, хотя по европейским меркам мореходность даже типа S нельзя было считать удовлетворительной. Неуклонно возрастала и мощность вооружения. Уже на лодках типа В и С число носовых торпедных аппаратов было доведено до двух, а начиная с типа D, на всех лодках устанавливается четыре носовых аппарата. На лодках типа S впервые был предусмотрен один кормовой аппарат. Диаметр торпед до типа R 453 мм, начиная с типа R и далее 533 мм. Артиллерийское вооружение впервые появляется на лодках типа L зенитное орудие 76-мм с длиной ствола в 23 калибра, убирающееся в герметичный отсек для снижения сопротивления во время подводного хода. Такое орудие устанавливалось на большинстве последующих лодок. Лодки типа R впервые начали оснащать неубирающимися 76-мм пушками с длиной ствола 50 калибров, а на лодках типа S 102-мм пушками со стволом 50 калибров. Бензиновые моторы ставили на всех американских лодках до 1912 года. Лодки типа Е стали первыми американскими дизель-аккумуляторными подводными кораблями. Особенностью развития американского флота считается необычайно быстрый рост скорости. Неудивительно, что в целом надежность лодок была ниже, чем европейских. Лишь в 1915 году при постройке лодок типа N конструкторы и моряки отказались от погони за скоростью. Дизели в 480 600 л. с., установленные на лодках этого типа, оказались весьма надежными механизмами и устанавливались позднее на лодках типов О, R и S. Подводная скорость американских лодок возрастала столь же быстро с 5,5 узла у «Голланда № 9» до 11,5 у. лодок типа Е. После этого она оставалась неизменной вплоть до 19191925 годов. На лодках типа S, чтобы повысить эту скорость до 12,5 13,5 узла, была сделана обтекаемая рубка, сняты все выступающие части, неубирающиеся орудия и даже ограждения. Но опыт войны показал, что 2 3 узла подводной скорости не так важны, чтобы идти на все эти ухищрения, и от них отказались еще в процессе постройки лодок типа S. Интересно, что большое внимание на американских лодках уделялось созданию удобств для экипажа. Лодки типа S считались в свое время едва ли не самыми комфортабельными в мире, на них, в частности, впервые были применены холодильные установки для хранения продуктов, система принудительной вентиляции, опреснительные установки, работающие на выхлопных газах двигателя. После империалистической войны США переходят к общепринятой схеме двухкорпусной лодки и конкуренция двух традиционных американских типов подводных лодок голландовского и лэковского прекращается. Сами изобретатели не дожили до этого момента. Лэк умер в конце войны, а Голланд всего через пять дней после ее начала. |
||
|
||
|
||
|
||
продолжить >> |