"Голланд против Лэка. "
(продолжение)



Под редакцией Героя Советского Союза 
вице-адмирала Г.И.Щедрина

          С тех пор как на осенних маневрах 1900 года «Голланд №9» удачно атаковал надводные корабли, подводные лодки ирландского изобретателя, казалось, надолго должны были завоевать симпатии американских моряков. И действительно, в следующем же году компания «Электрик боутс», откупившая у Голланда патентные права, получила заказ на семь лодок типа А, отличавшихся от «Голланда № 9» лишь несколько увеличенным водоизмещением. За   этим заказом   последовал   в 1905 году заказ на три голландовские лодки типа В, а в 1906 году — на пять лодок типа С. В 1907 году по настоянию Лэка американское адмиралтеиство провело сравнительные испытания голландовской лодки типа С (51) «Октопус» и лэковского «Лэка». «Октопус» превзошел конкурента по большинству показателей, поэтому львиная доля заказов по-прежнему   доставалась компании «Электрик боутс». Так, в 1907—1908 годах она достроила три голландовские лодки  типа D, в Г908-М — две типа Е (52), в 1909-м — четыре типа F.
      Но морское ведомство, признавая за конструкцией Лэка и других изобретателей некоторые важные достоинства и не желая совершить промахи, в 1908— 1909 годах  заказало для пробы четыре лодки  типа G. Три из них строились по проекту Лэка и одна — по проекту итальянского конструктора Лауренти.
      С самого начала морское ведомство  сосредоточило усилия на создании лодки береговой обороны, и, по сути дела, многочисленные американские   подводные корабли, построенные до 1914 года, были последовательным развитием именно этого класса. Так, в дополнение к лодкам   уже упомянутых серий  американский флот заказал  в 1910 году девять лодок типа Н, в 1911 году — восемь типа К, в 1912 — 1913-м — одиннадцать   типа L. Начиная с типа L, безраздельная  монополия компании  "Электрик боутс» кончается.
     
 Хотя развитие подводной войны внесло существенные изменения в судостроительные программы морского ведомства США, постройка лодок береговой обороны продолжала оставаться в центре его внимания.

   
51.  Подводная лодка типа  C (США, 1907 г.).

52Подводная лодка типа   E  (США, 1909 г.).
53.  Подводная лодка типа  М  (США, 1913 г.).
54.  Подводная лодка типа  T  (США, 1913 г.).
55.  Подводная лодка типа  S  (США, 1918 г.).

        
       Разработка лодок   других классов началась в США лишь накануне войны, в 1914 году, когда было положено начало типу М (53). Планировалась   постройка прототипа большой американской  лодки открытого моря, но корабелов постигла неудача,  недостроенное судно пошло на слом в 1922 году. Три лодки типа Т (54) хотя и были построены, но тоже не оправдали надежд компании «Электрик боутс», намеревавшейся создать эскадренную подводную лодку.
      Лишь в самом   конце войны американцам удалось сконструировать   знаменитую лодку  типа S (55), ставшую американской лодкой основного типа.
     Рассматривая главные характеристики американских лодок, нетрудно убедиться, что столбовой дорогой их развития было увеличение водоизмещения от 149/170 т у типа В до 850/1100 т у типа S. Причем водоизмещение кораблей каждой последующей серии   было примерно в полтора  раза больше, чем предыдущей. Так же неуклонно от серии к серии возрастал и запас плавучести и улучшалась тесно связанная с ним мореходность, хотя по европейским меркам мореходность даже типа S нельзя было считать удовлетворительной.
      Неуклонно возрастала и мощность вооружения. Уже на лодках типа В и С число   носовых  торпедных аппаратов было доведено до двух, а начиная с типа D, на всех лодках устанавливается четыре  носовых аппарата. На лодках типа S впервые был предусмотрен один кормовой аппарат. Диаметр торпед до типа R — 453 мм, начиная с типа R и далее — 533 мм.
       Артиллерийское   вооружение впервые появляется на лодках типа L — зенитное орудие 76-мм с длиной ствола в 23 калибра, убирающееся в герметичный отсек для снижения сопротивления во время подводного хода. Такое орудие устанавливалось на большинстве последующих лодок. Лодки типа R впервые начали оснащать неубирающимися 76-мм пушками  с длиной  ствола 50 калибров, а на лодках типа S — 102-мм пушками со стволом 50 калибров.
       Бензиновые моторы ставили на всех американских лодках до 1912 года. Лодки типа Е стали первыми американскими дизель-аккумуляторными подводными кораблями.
      Особенностью   развития американского флота считается необычайно быстрый рост скорости. Неудивительно, что в целом надежность лодок была ниже, чем европейских. Лишь в 1915 году при постройке лодок типа N конструкторы и моряки отказались от погони за скоростью. Дизели в 480— 600 л. с., установленные на лодках этого типа, оказались весьма надежными механизмами и устанавливались позднее  на лодках типов О, R и S.
      Подводная скорость американских лодок возрастала столь же быстро — с 5,5 узла у «Голланда № 9» до 11,5 у. лодок типа Е. После этого она оставалась неизменной вплоть до 1919—1925 годов. На лод­ках типа S, чтобы повысить эту  скорость до 12,5— 13,5 узла, была сделана обтекаемая рубка,  сняты все выступающие  части, неубирающиеся орудия и даже ограждения. Но опыт войны  показал, что 2— 3 узла подводной скорости не так важны, чтобы идти на все эти ухищрения,  и от них отказались еще в процессе постройки лодок типа S. Интересно, что большое внимание на американских лодках уделялось созданию удобств для экипажа. Лодки типа S считались в свое время едва ли не самыми комфортабельными в мире, на них, в частности, впервые были применены    холодильные установки  для хранения продуктов, система принудительной вентиляции, опреснительные установки, работающие на выхлопных газах двигателя.
      После   империалистиче­ской войны США переходят к общепринятой схеме двухкорпусной  лодки  и конкуренция двух традиционных американских типов подводных лодок— голландовского и лэковского — прекращается. Сами изобретатели не дожили до этого момента. Лэк умер в конце войны, а Голланд всего через пять дней после ее начала.


Г.СМИРНОВ   



(С) по материалам журнала "Моделист-конструктор"

 

<< вернуться

 в начало текста

продолжить >>
Hosted by uCoz