"Игрушки адмирала Фишера. "



Под редакцией Героя Советского Союза 
вице-адмирала Г.И.Щедрина

          лИдея подводного плавания Ч идея бессмысленная, Ч утверждал первый лорд британского адмиралтейства в 1900 году.ЧВ морской войне не приходится считаться с подводными лодками╗. Но, к счастью для консервативной Англии, нашлись люди, по достоинству оценившие возможности, которые таились в подводном оружии.
       лМне смешно читать донесение Того о восьми атаках на Порт-Артур, Ч писал в те годы лотец дредноута╗ адмирал Фишер. Ч Будь у него подлодки, это была бы одна атака... И всего русского флота не существовало бы╗.
      В том, что Фишер был не одинок в своей точке зрения на будущее подводного флота, убеждает последовательная политика английского адмиралтейства с 1901Ч1902 годов. Не тратя времени на выработку  собственного типа подводной лодки и не заботясь об уязвленной лбританской национальной гордости╗, адмиралтейство приступило к строительству подводного флота, остановив свой выбор на лодке Голланда.
      Первые английские подводные лодки, построенные фирмой лВиккерс╗ по американским чертежам, появились в июне 1902 года. Это были точные копии голландовских лодок водоизмещением 108/122 т Н-1ЧН-5. или, как их называли, лигрушки адмирала Фишера╗. Одновременно фирма лВиккерс╗ разработала чертежи таких же лодок больших размеров, а в 1903 году были спущены на воду лодки А-1Ч А-14. В том же году началось строительство одиннадцати еще более крупных лодок голландовского типа В-1Ч В-11. За ними в 1905Ч1908 годах последовали 38 лодок типа С водоизмещением 285/326 т, которые вошли в историю  как последние английские лодки с бензиновыми двигателями.
      

   
46.  Подводная лодка типа  Е (Англия, 1913 г.).

47Подводная лодка типа   К  (Англия, 1917 г.).
48.  Подводная лодка типа  М  (Англия, 1918 г.).
49.  Подводная лодка типа  L  (Англия, 1917 г.).
50.  Подводная лодка типа  R  (Англия, 1918 г.).

            В 1908Ч1910 годах построено восемь лодок типа D. При водоизмещении 550/610 т дизель-электрические двухвинтовые   лодки   имели   скорость 14/10 узлов. Это был значительный шаг вперед в подводном судостроении. В 1911Ч1913 годах со стапелей спустили 16 лодок типа Е (46), столь прославившихся в морских операциях первой мировой войны. Лодки типа Е водоизмещением 730/825 т представляли собой более усовершенствованную конструкцию голландовской чисто подводной лодки, обладали повышенным запасом плавучести за счет двух булей, примыкающих по бортам к прочному корпусу и служащих наружными балластными цистернами. Благодаря увеличенной ширине, кроме носового и кормового  торпедного  аппарата, на лодке удалось разместить два траверзных аппарата, ведущих стрельбу перпендикулярно  к борту. Два дизеля мощностью 800 л. с, позволяли лодке развить скорость 15/10,5 узла.
      Не ограничиваясь разработкой лодок голландовского типа, адмиралтейство в 1911 году предприняло, попытку создания нескольких экспериментальных подлодок других типов. Так в английском флоте появились три лодки типа S, созданные по чертежам лФиат-Лауренти╗, три типа F Ч по проекту адмиралтейства, четыре типа V Ч по чертежам лВиккерс╗, четыре типа WЧ по проекту лШнейдер Ч Лобефа╗, а также две большие лодки лСуордфиш╗ и лНаутилус╗, проекты которых не удались и строительство не было закончено.
      К началу первой мировой войны Англия имела 68 лодок в строю и 22 в стадии постройки. Открытие боевых действий положило конец поискам и экспериментам. В 1915Ч1916 годах на английских верфях было создано 40 лодок типа Е. Они представляли собой универсальные корабли, применявшиеся для решения разнообразных боевых задач. Но война выдвинула такое множество новых требований к подводным кораблям, что им не мог удовлетвонрить какой-либо один тип лодки. Поэтому уже в ходе боевых действий английские моряки и кораблестроители вынуждены были разработать и принять на вооружение совершенно новые классы подводных судов.
      Так, по чертежам адмиралтейства было построено 14 ныряющих лодок типа О водоизмещением 850/1000 т с мощным торпедным вооружением. Малую лодку береговой обороны адмиралтейство решило не разрабатывать заново, а приобрести лицензию на ее изготовление у фирмы Голланда. Так в 1915Ч1917 годах в английском флоте появились 52 голландовские лодки типа Н водоизмещением 355/434 т.
      В первые месяцы войны, когда распространились слухи о необычайной быстроходности немецких подводных лодок, адмирал Фишер потребовал создать лодку со скоростью надводного хода 19Ч20 узлов. В результате этого требования было создано семь трехвинтовых лодок типа L водоизмещением 1260/1820 т. На них пришлось установить три 12-цилиндровых дизеля общей мощностью 3600 л. с. Испытания показали, что это предел для английских дизелей тех лет. Поэтому, когда в 1915 году стал вопрос о создании   эскадренной лодки, способной действовать в составе Гранд Флита (большого флота), адмиралтейство решило воспользоваться  паротурбинной установкой. Так в состав английского подводного флота вошли семнадцать гигантских эскадренных пароэлектрических лодок типа К (47), водоизмещенинем 1880/2650 т с паротурбинной устанновкой в 10 тыс. л. с. Надводная скорость этих лодок достигала 24 узлов, дальность   плавания   при скорости 13,5 узла Ч 3000 миль. Но в целом корабли оказались неудачными: они плохо управлялись и медленно погружались.
      На базе лодок типа К построили три
лодки типа М (48), не имеющие равных в истории подводного флота. Это были подводные мониторы для обстрела фландрского побережья. Особенность лодок заключалась в том, что они, кроме четырех торпедных аппаратов, были вооружены 305-мм орудием.
      По мнению специалистов,  самым удачным английским подводным кораблем военных лет была подводная лодка типа L (49) Ч развитие типа Е. Она выпускалась в различных модификациях, с различным количеством торпедных аппаратов, орудий и т. д. Два дизеля по 1200 л. с. сообщали лодке водоизмещением   960/1150" т скорость 17/10,5 узла. До окончания боевых действий была закончена постройка 39 лодок этого типа. Две из них погибли, и одной из этих двух была L-55, поднятая в свое время эпроновцами и на которой 5 октября 1931 года был поднят советский военно-морской флаг.
      Последним типом лодок, заложенных английским адмиралтейством в 1917 году, был тип R (50). Обеспокоенная неограниченной подводной войной, которую Германия объявила в феврале 1917 года, Англия начала лихорадочно строить подводные лодки, способные быстро подойти под водой к вражеской лодке и поразить ее залпом из шести торпедных аппаратов. В них все было принесено в жертву подводной скорости. Так, мощность двигателя надводного хода Ч 240 л. с., а подводного Ч 1200 л. с. Водоизмещение лодки 420/500 т. Подводная скорость Ч15 узлов !  Из 12 заложенных лодок до окончания войны в строй вступило десять.

      Начав войну с 68 лодками, Англия за годы войны ввела в строй еще 179 подводных кораблей. 57 лодок из общего числа погибли в боях и катастрофах.


Г.СМИРНОВ   



(С) по материалам журнала "Моделист-конструктор"

 

<< вернуться

 в начало текста

продолжить >>
Hosted by uCoz