"Игрушки
адмирала
Фишера. " |
||
|
||
лИдея
подводного
плавания Ч
идея
бессмысленная,
Ч утверждал
первый лорд
британского
адмиралтейства
в 1900 году.ЧВ
морской
войне не
приходится
считаться с
подводными
лодками╗. Но,
к счастью
для
консервативной
Англии,
нашлись
люди, по
достоинству
оценившие
возможности,
которые
таились в
подводном
оружии. лМне смешно читать донесение Того о восьми атаках на Порт-Артур, Ч писал в те годы лотец дредноута╗ адмирал Фишер. Ч Будь у него подлодки, это была бы одна атака... И всего русского флота не существовало бы╗. В том, что Фишер был не одинок в своей точке зрения на будущее подводного флота, убеждает последовательная политика английского адмиралтейства с 1901Ч1902 годов. Не тратя времени на выработку собственного типа подводной лодки и не заботясь об уязвленной лбританской национальной гордости╗, адмиралтейство приступило к строительству подводного флота, остановив свой выбор на лодке Голланда. Первые английские подводные лодки, построенные фирмой лВиккерс╗ по американским чертежам, появились в июне 1902 года. Это были точные копии голландовских лодок водоизмещением 108/122 т Н-1ЧН-5. или, как их называли, лигрушки адмирала Фишера╗. Одновременно фирма лВиккерс╗ разработала чертежи таких же лодок больших размеров, а в 1903 году были спущены на воду лодки А-1Ч А-14. В том же году началось строительство одиннадцати еще более крупных лодок голландовского типа В-1Ч В-11. За ними в 1905Ч1908 годах последовали 38 лодок типа С водоизмещением 285/326 т, которые вошли в историю как последние английские лодки с бензиновыми двигателями. |
||
|
||
В
1908Ч1910 годах
построено
восемь
лодок типа D.
При
водоизмещении
550/610 т дизель-электрические
двухвинтовые
лодки
имели
скорость 14/10
узлов. Это
был
значительный
шаг вперед в
подводном
судостроении.
В 1911Ч1913 годах со
стапелей
спустили 16
лодок типа Е
(46), столь
прославившихся
в морских
операциях
первой
мировой
войны. Лодки
типа Е
водоизмещением
730/825 т
представляли
собой более
усовершенствованную
конструкцию
голландовской
чисто
подводной
лодки,
обладали
повышенным
запасом
плавучести
за счет двух
булей,
примыкающих
по бортам к
прочному
корпусу и
служащих
наружными
балластными
цистернами.
Благодаря
увеличенной
ширине,
кроме
носового и
кормового
торпедного
аппарата,
на лодке
удалось
разместить
два
траверзных
аппарата,
ведущих
стрельбу
перпендикулярно
к борту.
Два дизеля
мощностью 800
л. с,
позволяли
лодке
развить
скорость 15/10,5
узла. Не ограничиваясь разработкой лодок голландовского типа, адмиралтейство в 1911 году предприняло, попытку создания нескольких экспериментальных подлодок других типов. Так в английском флоте появились три лодки типа S, созданные по чертежам лФиат-Лауренти╗, три типа F Ч по проекту адмиралтейства, четыре типа V Ч по чертежам лВиккерс╗, четыре типа WЧ по проекту лШнейдер Ч Лобефа╗, а также две большие лодки лСуордфиш╗ и лНаутилус╗, проекты которых не удались и строительство не было закончено. К началу первой мировой войны Англия имела 68 лодок в строю и 22 в стадии постройки. Открытие боевых действий положило конец поискам и экспериментам. В 1915Ч1916 годах на английских верфях было создано 40 лодок типа Е. Они представляли собой универсальные корабли, применявшиеся для решения разнообразных боевых задач. Но война выдвинула такое множество новых требований к подводным кораблям, что им не мог удовлетвонрить какой-либо один тип лодки. Поэтому уже в ходе боевых действий английские моряки и кораблестроители вынуждены были разработать и принять на вооружение совершенно новые классы подводных судов. Так, по чертежам адмиралтейства было построено 14 ныряющих лодок типа О водоизмещением 850/1000 т с мощным торпедным вооружением. Малую лодку береговой обороны адмиралтейство решило не разрабатывать заново, а приобрести лицензию на ее изготовление у фирмы Голланда. Так в 1915Ч1917 годах в английском флоте появились 52 голландовские лодки типа Н водоизмещением 355/434 т. В первые месяцы войны, когда распространились слухи о необычайной быстроходности немецких подводных лодок, адмирал Фишер потребовал создать лодку со скоростью надводного хода 19Ч20 узлов. В результате этого требования было создано семь трехвинтовых лодок типа L водоизмещением 1260/1820 т. На них пришлось установить три 12-цилиндровых дизеля общей мощностью 3600 л. с. Испытания показали, что это предел для английских дизелей тех лет. Поэтому, когда в 1915 году стал вопрос о создании эскадренной лодки, способной действовать в составе Гранд Флита (большого флота), адмиралтейство решило воспользоваться паротурбинной установкой. Так в состав английского подводного флота вошли семнадцать гигантских эскадренных пароэлектрических лодок типа К (47), водоизмещенинем 1880/2650 т с паротурбинной устанновкой в 10 тыс. л. с. Надводная скорость этих лодок достигала 24 узлов, дальность плавания при скорости 13,5 узла Ч 3000 миль. Но в целом корабли оказались неудачными: они плохо управлялись и медленно погружались. На базе лодок типа К построили три лодки типа М (48), не имеющие равных в истории подводного флота. Это были подводные мониторы для обстрела фландрского побережья. Особенность лодок заключалась в том, что они, кроме четырех торпедных аппаратов, были вооружены 305-мм орудием. По мнению специалистов, самым удачным английским подводным кораблем военных лет была подводная лодка типа L (49) Ч развитие типа Е. Она выпускалась в различных модификациях, с различным количеством торпедных аппаратов, орудий и т. д. Два дизеля по 1200 л. с. сообщали лодке водоизмещением 960/1150" т скорость 17/10,5 узла. До окончания боевых действий была закончена постройка 39 лодок этого типа. Две из них погибли, и одной из этих двух была L-55, поднятая в свое время эпроновцами и на которой 5 октября 1931 года был поднят советский военно-морской флаг. Последним типом лодок, заложенных английским адмиралтейством в 1917 году, был тип R (50). Обеспокоенная неограниченной подводной войной, которую Германия объявила в феврале 1917 года, Англия начала лихорадочно строить подводные лодки, способные быстро подойти под водой к вражеской лодке и поразить ее залпом из шести торпедных аппаратов. В них все было принесено в жертву подводной скорости. Так, мощность двигателя надводного хода Ч 240 л. с., а подводного Ч 1200 л. с. Водоизмещение лодки 420/500 т. Подводная скорость Ч15 узлов ! Из 12 заложенных лодок до окончания войны в строй вступило десять. Начав войну с 68 лодками, Англия за годы войны ввела в строй еще 179 подводных кораблей. 57 лодок из общего числа погибли в боях и катастрофах. |
||
|
||
|
||
|
||
продолжить >> |