"Мы
построили
корабль,
который
полностью
отвечает
заданию... " |
||
|
||
Германия
всерьез
приступила
к созданию
подводного
флота
только в
начале 1916
года. Однако, ко всеобщему удивлению, атаки немецких подводников весной 1917 года поставили Англию на грань катастрофы. После войны такое развитие событий дало повод для жестокой критики германского военно-морского ведомства. Хотя внимательное изучение истории доказывает как раз его дальновидность. На протяжении десятилетий немцы пристально следили за развитием подводного плавания в других странах и, видя, что подводные лодки это маленькие слабые корабли, могущие ползать лишь неподалеку от берега, отказывались финансировать их постройку.Но когда подводная лодка вышла из колыбели, когда возникла возможность создать мореходную лодку, способную к дальним переходам, они приступили к интенсивному строительству подводного флота. Но действительность оказалась гораздо сложнее, чем она рисовалась немцам в 1907 году, когда U-1 первая германская подводная лодка еще ни разу не выходила в море... Когда Крупп при заключении контракта на постройку трех подводных лодок подарил России свою первую экспериментальную лодку «Форель» (26), он знал: этот широкий жест окупится с лихвой. Так и получилось на самом деле. Наши подводники консультировали крупповских инженеров, учили, как надо плавать. Русскими деньгами был оплачен первый германский подводный опыт, и первая подводная лодка германского флота U-1 практически ничем не отличалась от построенных для России «Карпа» (31), «Карася» и «Камбалы». С самого начала отказавшись от взрыво- и пожароопасных бензиновых моторов, Крупп вынужден был искать двигатель, работающий на безопасном тяжелом топливе. Выбор здесь оказался небогатым; керосиновые двигатели Кертинга с калильной головкой да недавно появившиеся дизели. Поначалу двигатели Кертинга казались более подходящими. Хотя фирма раньше выпускала моторы мощностью до 8 л. с., она бралась довести ее до 200 л. с. в то время, как дизель был еще непроверенной новинкой. Кертинг выполнил свои обещания: «построить корабль, который полностью отвечает заданию...». Его моторы были установлены на четырех лодках германского флота. |
||
41.
U-161
(Германия,
1918 г.);
42.
UB-103
(Германия,
1918 г); |
||
Конструкторы
скоро
убедились,
что при
скорости 15/10,5
узла
водоизмещение
лодки не
может быть
меньше 500 т, а
мощность
установки
меньше
1000 1200 л. с.
Поэтому они
поначалу
пытались
удовлетворить
этим
требованиям
простым
увеличением
количества
кертинговых
двигателей.
В 1907 году
Крупп
заложил
лодки
U-5 U-8 водоизмещением
400/500 т. Эти
лодки,
вошедшие в
историю
как первые
лодки,
вооруженные
артиллерией
(155-мм пушка),
не развили
требуемой
скорости. В 1908
году были
заложены U-9
U-12
водоизмещением
520/650 т. В 1909-1910 годах
были
заложены 6
последних
лодок с
двигателями
Кертинга U-13 U-18 на
640/800 т. Накануне войны закончилась разработка немецкой лодки так называемого основного типа, предназначенного для торпедирования боевых кораблей противника. Но война пошла совсем не так, как планировали морские стратеги, и потребовала серьезных корректив в отношении и количества и качества немецких подводных лодок. Заново пришлось немцам создавать и подводные минные заградители, поскольку любой подводный корабль, вознамерившийся ставить мины у неприятельских берегов, был обречен на верную гибель. Зато лодки других типов крейсерские, береговой обороны немцам пришлось заново разрабатывать и строить уже в ходе боевых действий. Так, для усиления береговой обороны и для операций в Ла-Манше и в Северном и Балтийском морях были спешно заложены лодки типа UB. Лодки первой серии UB-1UB-17 начали строиться в сентябре 1914 года, их водоизмещение составляло 127/142 т и вооружение состояло из двух носовых торпедных аппаратов. За первой серией последовала вторая UB-18 UB-47 водоизмещением 254/295 т. С весны 1915 года начинают строиться наиболее удачные из лодок береговой обороны UB-48 UB-155 (42) водоизмещением 520/670 т. Вместе с лодками U-3 U-12 лодки типа UB составили к концу войны самый многочисленный отряд в германском подводном флоте 156 штук. К концу войны, когда выступление США против Германии стало неизбежным, немцы начали лихорадочно разрабатывать дальние подводные крейсеры, способные действовать против транспортов с войсками и грузами, идущих из США в Европу. Прототипом первой серии таких крейсеров U-151 U-157 (44) послужила грузовая подводная лодка «Дойчланд», которая в 1916 году доставила германскому послу в США новый шифр, взамен прежнего, расшифрованного союзниками. Подводные крейсеры этого типа водоизмещением 1510/1870 т были вооружены двумя 150-мм орудиями и несли 12 торпед. По подсчетам Лобефа, самым многочисленным типом подводных лодок в германском флоте были лодки береговой обороны 168 (из них недостроенных 12), за ними шли минные заградители 134, далее подводные лодки основного типа 112 (из них 22 недостроенных) и дальше крейсеры 23 (из них 11 недостроенных). Вступив в войну с 60 готовыми и строящимися лодками, Германия за время войны построила и заложила в шесть раз большее количество их 377. Какова же судьба этого огромного флота? 202 лодки погибли в ходе боевых действий и от несчастных случаев, 186 лодок Германия передала союзникам, остальные были уничтожены на стапелях. |
||
|
||
|
||
|
||
продолжить >> |